Интервью с дизайнером Дианой Балашовой

5 апреля 2010

Диана Балашова начинала как художник-декоратор в кино и театре. Интерьерами она начала заниматься в конце 90-х годов. Сегодня в ее портфолио многочисленные частные интерьеры, спортивно-оздоровительные объекты, рестораны и офисы. В своих интерьерах она делает упор на индивидуальность и чувственность. Не боится сделать интерьер сложнее, чем может понять хозяин, потому что уверена, что позже он обязательно оценит необычные ходы.

Интервью с дизайнером Дианой Балашовой

Decormag: Существует ли у декораторов понятие «мода»?

Диана Балашова: Конечно. Модные тенденции в интерьере прослеживаются так же четко, как и в одежде. Как и мода в одежде, интерьерная мода следует настроениям общества, зависит от социальной обстановки, искусства и политики.

D.: Что такое модный интерьер?

Д.Б.: На сегодняшний день ситуация в интерьерной моде очень запутанная. Как дизайнер-старожил, я помню, что в 90-х годах было остромодным сочетание синего с желтым или мебель из вишни на фоне персиковых обоев под покраску. Потом вошли в моду исторические стилизации - барокко, готика и даже египетский стиль. Потом в интерьере лидирующие позиции заняло все состаренное и эклектика. В моду вошли ажурные орнаменты, золочение и принты. Стало модно поставить ультрасовременное кресло на фоне ободранной стены или антиквариат в лофт. Но все эти приемы были так растиражированы, что быстро стали общим местом и интерес к этому стилю пропал. Судя по экспозициям выставки Maison et Objet, которая дважды в год проходит в Париже, самый интерьерный цвет на ближайшие пару лет — бирюза и морская волна во всех своих проявлениях. Бирюзовый цвет используется вместе с черным или серым, или же противопоставляется терракотовому или горчичному. Также в моду входит желтый. Наиболее привлекательными кажутся натуральные, грубые фактуры, дерево, камень. И естественность. Естественность во всем. Я думаю, что люди наигрались в стилизации.

D.: То есть Вам кажется, что время декораторов прошло?

Д.Б.: Нет, дело не в этом. Декораторы сейчас переживают трудные времена, потому что у них появилось ощущение пресыщения сочетаниями тканей, обоев, диванов и диванчиков. Хочется выбросить весь этот декораторский искусно состаренный хлам и сделать что-то серьезное.

D.: Ваши заказчики готовы отказаться от модного интерьера в пользу интерьера интеллектуального?

Д.Б.: В большинстве своем да. По крайней мере те заказчики, которые обращаются ко мне. Они хотят получить сдержанные, глубокие и главное — естественные интерьеры. Этот порыв настолько приятен, что кажется, что мы вместе открыли истину.

D.: Какой стиль импонирует лично Вам?

Д.Б.: Если говорить о стиле, мне сейчас интересен был бы ретро-минимализм. Это когда ремонта практически не видно, мебели мало, да и та сделана в 70-х годах. Мне сейчас нравятся аскетичные стили — конструктивизм, стиль 30-х годов.

D.: Какие главные декораторские приемы существуют?

Д.Б.: Декоратор оперирует объемом, светом и цветом. Немаловажную роль играет фактура. За счет этих средств должна получаться особая атмосфера, вызываться какие-то задевающие душу ассоциации.

D.: Вы осознанно не включили текстиль в этот список?

Д.Б.: Честно говоря, да (смеется). С текстилем у меня сейчас достаточно сложные отношения. Искусство драпировки настолько пышно расцвело в прошлые годы, что уже успело дискредитировать себя. Очень надоел весь этот декораторский мусор в виде тканей-компаньонов, полосочек, пересекающихся с завитушками, цвет штор, вторящих обивке мебели. Это суетной подход и от него надо уходить. Поэтому сегодня мне не хочется делать ткань главным средством декорирования пространства.

D.: Как Вы относитесь к хэндмейду?

Интервью с дизайнером Дианой Балашовой

Д.Б.: Это очень сложный вопрос, потому что у меня есть два абсолютно полярных мнения на этот счет. С одной стороны, в вещах handmade чувствуется кустарщина и бутафорщина. И эта аляпистость может убить все вокруг себя. С другой стороны, сейчас на пике популярности находится фольклорная тема, в чем можно убедиться, взглянув на последнюю коллекцию Kenzo. И мне очень нравится в своей работе использовать декоративно-прикладное искусство. Чеканка, ткачество, сухое валяние — я все это делаю, вещи получаются очень славно и, главное — актуально.

D.: Сегодня все реже используется живопись при оформлении пространства. С чем это связано?

Д.Б.: Живопись очень важна и нужна. Просто кризис. Трудно нашим заказчикам сразу же собрать хорошую коллекцию живописи. Дизайнеры публикуют интерьеры, не дожидаясь, пока пройдет время и дома насытятся искусством. Вот и кажется, что искусство реже используют.

D.: Чем, на Ваш взгляд, можно заменить картины в интерьере?

Д.Б.: Картины просто незаменимы! Но есть еще инсталляции и видеоарт — для особо продвинутых. Мне очень нравятся работы Аристарха Чернышова. Я планирую разместить в вестибюле одного правительственного здания его работу, основанную на съемке Земли из космоса, основная идея которой показать, что мы — часть Вселенной. У Аристарха есть очень интересный видеоарт о потреблении телевидения. На экране девушка пьет коктейли из разных стаканов. А то, что наливается в стаканы — не просто жидкость, это телевидение: новости, дикторы, реклама. Очень хорошая идея для домашнего бара моего заказчика.

D.: Существует ли какая-то одна вещь, которая может преобразить интерьер?

Д.Б.: Да, это хорошие обои. Они творят чудеса, способны вытянуть на себе весь интерьер. Самые лучшие — бумажные, с классическими орнаментами, увеличенными до такой степени, что это становится хорошим современным декораторским приемом. Наиболее кардинальное воздействие на интерьер окажут темные обои. Они создают идеальный фон, на котором даже недорогие вещи будут смотреться интересно.

D.: Что Вы не любите в своей работе?

Д.Б.: Я всячески стараюсь избегать эффекта бутафории в интерьерах.

D.: В завершение разговора наш традиционный вопрос: что для Вас свет?

Д.Б.: Свет — один из важнейших элементов декора. Но в то же время вечный источник опасностей, пока его не поставишь, не знаешь, что будет (смеется). Правильно подобранный свет создает объем и настроение.

D.: Какими приемами Вы руководствуетесь при работе со светом?

Д.Б.: Я стараюсь не вешать люстры непременно посередине потолка, предпочитаю их планировать, например, над обеденным столом или над мягкой мебелью. Обычно я делаю два или три световых сценария: нижняя подсветка, создающая комфорт и уют, полная иллюминация или ночной режим с очень низкой освещенностью. Это удобно, потому что человек может сам выбирать схему освещения в зависимости от настроения или ситуации. Я стараюсь не использовать экстравагантной подсветки. Люблю гипсовые светильники с отраженным светом, люстры с бумажными или тканевыми абажурами.

дизайнеры, знаменитости, интервью
  разработкаimage service