Интервью с интерьерным дизайнером Андреем Франгуляном
30 апреля 2010Более 15 лет Андрей Франгулян профессионально занимается дизайном интерьеров и экстерьеров. Одновременно с этим он оставляет свое первое дело — скульптуру. Он отлично знает тонкости любого стиля, не боится творческих экспериментов, может сделать любое пространство модным и изысканным. Его умение представлять мир в пластических образах дает возможность скульптуре найти компромисс с архитектурой.
В портфолио дизайнера — проектирование декоративного убранства вестибюля Центробанка, первый гастрономический бутик в России Fauchon, ювелирный дом «Голконда», создание рельефа на здании храма Христа Спасителя, монумент на площади Памяти в Новом Уренгое, мемориальная доска А.Боровику и многие другие работы.
Decormag: Какая из ипостасей Вам наиболее близка: «художник», «скульптор», «дизайнер»?
Андрей Франгулян: Хороший вопрос! Художником является каждый творческий человек, неважно, живописец он или скульптор. Скульптор - тоже художник. Поэтому я себя считаю художником. Я — художник! Я люблю оформлять интерьеры, одновременно с этим занимаюсь скульптурой. Но во время работы над интерьерами, помимо творческой работы, возникает много организационных вопросов: работа с клиентом, работа на объекте с подрядчиком, работа с коллективом. На это уходит много времени. Я очень мало бываю дома и, как всегда, страдает семья.
D.: Андрей, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься дизайном интерьеров?
А.Ф.: Я скульптор-монументалист. Окончил один из самых передовых институтов в России МВХПУ имени Строганова, факультет монументально-декоративного и прикладного искусства, отделение "Архитектурно-декоративная пластика". Наше образование всегда было связано с архитектурой, всю историю скульптура неразрывно существует с архитектурой. До сих пор ведутся споры между скульпторами и архитекторами о том, кто был первым. Первое произведение, созданное человеком - это камень, поставленный вертикально. Называется менгир. Скульпторы говорят, что это первая скульптура, архитекторы говорят, что первая архитектурная часть (смеется). Когда я окончил Строгановку, по скульптуре было не очень много работы, и я решил заняться дизайном. Я организовал свою студию и с 1995 г. занимаюсь интерьерами, а параллельно скульптурой. Хочу отметить, что коллектив моей студии на протяжении многих лет не меняется. Он очень сплоченный, все ребята обладают творческими способностями и пространственным видением, что очень важно для студии. Считаю, что сотрудники должны уметь самостоятельно принимать решения. Доверяю тому, что они делают, идеи приветствуются, я не лишаю их творчества. И я очень дорожу своими сотрудниками, уважаю и люблю их.
D.: Кто Ваши клиенты?
А.Ф.: Мои клиенты - это люди, которые доверяют тому, что я делаю. За это доверие я гарантирую им качественный продукт. Я имею профессиональное образование и могу делать интерьер качественно. Что касается стиля, то для меня не имеет значения, в каком стиле работать. Любой стиль, который мне задают, я делаю с легкостью. Существуют определенные законы построения любого пространства. В первую очередь есть композиция, потом масштаб. Из этого складывается и стиль, и интерьер, и все что угодно. Поэтому проектировать или декорировать интерьер надо, умея это делать.
D.: Можете отказать заказчику?
А.Ф.: В большинстве случаев можно найти некие компромиссы, но бывают случаи, когда можно и отказаться работать. Потому что для меня важен результат, все должно быть сделано грамотно и профессионально.
D.: Это связано с тем, что Вы дорожите своим именем и проектами, которые выходят из под Вашего пера?
А.Ф.: Безусловно, имя для меня играет одну из главных ролей, потому что у меня фамилия Франгулян. И это обязывает, я на многое не имею права.
D.: Ответственность?
А.Ф.: Да, ответственность перед отцом, перед матерью и перед людьми. Плюс мое внутреннее состояние - я не должен сделать плохо свою работу.
D.: Есть ли у Вас свой неповторимый стиль?
А.Ф.: Да, это профессионализм (смеется). Например, наш подход к проектированию дома отличается от подхода многих архитекторов и архитектурных студий. Некоторые архитекторы проектируют дома, при этом не учитывают последующее проживание человека внутри помещения. Мы же делаем проект дома, основываясь на планировке внутреннего пространства. Поэтому у меня все внутреннее пространство уже решено при построении фасадов. А дальше идет архитектурный элемент и декоративная часть.
D.: Каким образом определяется стиль будущего интерьера?
А.Ф.: Моя работа всегда связана с заказчиком. Я выясняю, в каком стиле он хочет оформить пространство, что ему нравится, что он любит. К сожалению, в нашей стране практически нигде не преподают историю искусств... Я считаю, что это большой пробел. Но сейчас у людей есть возможность выезжать заграницу и видеть, как выглядит, например, Европа, ходить в музеи. Таким образом они набирают художественный опыт и эстетический вкус. Поэтому мы с легкостью определяем стилистику, которая близка заказчику.
D.: Многие русские люди стремятся к царской классике...
А.Ф.: Царский интерьер можно сделать царским, а можно мещанским. Но в любом случае его нужно сделать профессионально, в стиле классицизма или барокко, как угодно, но он должен быть решен профессионально.
D.: Какая стилевая тенденция в дизайне интерьеров наблюдается сегодня?
А.Ф.: Сейчас все больше людей стремятся к ар-деко. Но я считаю, что самый удобный стиль — классический, потому что, взяв его за основу, можно сделать смесь любых стилей. Но если это грамотно решено, если это убедительно, это имеет право на существование. Самыми удобными диванами я все равно считаю классические. Их можно обить современной тканью, это будет классический диван, но в современной обивке и будет прекрасно смотреться в современном интерьере. Часто это относят к ар-деко. Такой фьюжн, считаю это правильно.
D.: Что, на Ваш взгляд, главное в интерьере?
А.Ф.: Пространство и композиция.
D.: Как Вы относитесь к экспериментам в творчестве?
А.Ф.: Я боюсь стереотипных вещей. Можно, например, стены покрасить в бежевый цвет и они подойдут ко всему. Бежевый интерьер - это беспроигрышный вариант: поставь любую мебель - всегда будет хорошо, не проиграешь. А можно играть с цветом, можно сделать интерьер насыщенным. Зачем этого бояться? Интерьеры надо делать "вкусные", там должны быть интересные решения, иначе будет скучно.
D.: Какой проект Вы мечтали бы сделать?
А.Ф.: Многие художники мечтают о скульптурном монументе. Я уже скульптурный монумент сделал, но хочется еще. Когда я довожу свою работу до завершения, это всегда награда. Но наступает период, когда ты становишься недоволен этой работой, потому что в процессе у тебя происходит внутреннее развитие. Тогда ты начинаешь видеть допущенные ошибки, которые могут быть невидимы стороннему взгляду. D.: Вы самокритичны?
А.Ф.: Свои предыдущие работы я воспринимаю критично. Всегда есть вещи, которые можно поправить. Но когда делаешь проект, надо уметь вовремя остановиться. Я не люблю затянувшиеся проекты. Интерьер надо взять, сделать и завершить. Как любой жизненный этап, нельзя проект растягивать. Иначе меняются вкусы у меня, у заказчика, появляются новые фабрики, выходят новые ткани и т.д. Кстати, по поводу моды. Профессиональные художники могут предсказывать моду. Профессионал, как правило, идет вперед, опережая моду на год-два. Это внутреннее, не передать, знаю это из своего опыта. То, что я рекомендую человеку, еще не всегда является модным, но когда это создаешь, оно становится таковым. Ведь чтобы что-то стало модным, кто-то должен это взять, реализовать, опубликовать. Из этого сделают моду, но на это уйдет время. А я этот материал вижу и знаю, как это будет выглядеть в конечном интерьере. Сначала рисую, потом делаю рабочую документацию, документация идет к строителям, строители строят, материалы заказываются, мебель поставляется. Как минимум на это уходит год или два.
D.: А чем обусловлены Ваши возможности предвидеть модные тенденции?
А.Ф.: Сфера моей деятельности обязывает меня всегда быть в курсе событий. Езжу на выставки и презентации фабрик. Например, Maison & Object. Французские, итальянские производители проводят презентации новых продуктов. Зачастую общаясь с партнерами (французскими, итальянскими компаниями) в промежутках можно увидеть модели, которые еще даже не заявлены, не выставлены на рынке.
D.: Какими своими проектами Вы гордитесь?
А.Ф.: Горжусь всеми произведениями. Потому что у меня нет поверхностных проектов. Я очень близко воспринимаю свои интерьеры. Подхожу к проектам с душой: стараюсь проникнуться клиентом, его идеей, его желаниями, его настроениями и создать такой интерьер, в котором ему было бы всегда комфортно. Я живу объектом. В тот момент, когда его создаю, для меня это рождение произведения. Но важно достигнуть именно того результата, который я вижу, донести его до заказчика.
D.: В завершении нашего разговора хочу задать Вам наш традиционный вопрос. Что для Вас свет?
А.Ф.: Свет - это тоже очень важная вещь. Я считаю, что пространство включает в себя свет. Нельзя жить в помещении, не имея возможности театра. Это называется театром света, когда ты можешь создать несколько разных сред для существования. Гости пришли - нужно много света, для романтической обстановки нужен мягкий свет, а для этого нужно грамотно распределить освещение всего дома или квартиры. Свет в офисном помещении должен быть рабочим, одновременно с этим человек не должен от него уставать. Надо создавать возможность перехода от общего освещения к местному, тогда есть возможность создания среды. Мы лишены хорошего естественного света, у нас все время пасмурно, поэтому ты должен чувствовать, как и где разместить свет.